пятница, 24 июня 2016 г.

Если ребенок не хочет читать книги...

На днях прочла статью "Вопрос к книголюбам..." в блоге подруги и хотела написать там комментарий. Но, подумала, что одним комментарием тут не смогу обойтись и решила написать о своем опыте с сыном, который не хотел читать книги и с трудом выполнял домашние задания.

Был в моей жизни такой опыт, когда старшая дочь с детства любила книги и читала везде где было возможно и невозможно. А второй ребенок сын не любил читать книги. Я специально с ним ходила в книжные магазины и покупала ему яркие книги и сказки с интересными иллюстрациями, чтобы его заинтересовать. Помню, в книжном магазине сын выбрал книгу про динозавров. Он любил рассматривать картинки динозавров, но описание к каждому виду динозавров его, по-моему, не интересовало. Еще мы покупали ему книгу про технику с множеством картинок машин, велосипедов, мотоциклов и т.д. Опять часами может рассматривать картинки... Хотя, возможно, он читал описание, но я этого не замечала... Семья для него в тот период не была почему-то примером. Хотя муж у меня доктор наук, учился и защищал кандидатскую и докторскую диссертации в МГУ. Я тоже училась в аспирантуре, кандидат наук, доцент ВУЗа...

С учебой в школе тоже были трудности. Я очень переживала по этому поводу, потому что хотелось, чтобы сын учился хорошо. Теперь я понимаю, что хотела, чтобы он был как все...

Стала замечать, что сын любит тот предмет, который с любовью преподает учитель... Там где идет требование и давление со стороны учителя - ему не интересно. Единственно, что меня успокаивало - это то, что сын прилежно ходил в школу и сидел на уроках... ходил и сидел...


Где-то в классе четвертом я договорилась с учительницей по русскому языку о дополнительных занятиях для сына. Платила символическую плату, но заметила, что сыну нравится, что учительница внимательна к нему и выделяет ему время для индивидуальной работы. Подтянулся по этому предмету...

Помню, меня постоянно вызывала пожилая учительнице по географии. Она жаловалась, что мой сын не сидит на месте... он или отвлекает учеников спереди и сзади сидящих, или под партой что-то делает... Тон у этой учительницы был властный, даже когда она со мной разговаривала... Тогда я поняла, что сыну не интересно на ее уроках и поэтому он ёрзает на месте... Благо, в то время я работала в банке и по праздникам получала цветы от благодарных клиентов. Эти цветы я приносила в школу и дарила учителям... Ну, как то скрашивала поведение своего сына...

С дочерья я занималась всего полгода, когда она пошла в школу. С сыном такое не прошло... С ним я старалась заниматься несколько лет, но как только мы садились за уроки он срочно просился в туалет или что-нибудь придумывал, чтобы отвлечься на минутку... Минутки проходили, его все нету, я уже иду заниматься ужином или домашними делами и потом все начинается заново... Вот так проходили годы...

Кстати, покаюсь, что я очень ругала и даже шлепала сына по мягкому месту... реакция ноль... Потом стала говорить, что из него ничего не получиться и его не возьмут даже водителем мусоровоза, потому что и для этого надо учиться. Я говорила, что он сможет работать только рабочим, который будет выгребать мусор и бросать его в мусоровоз... О-о-о...

В конце-концов я смирилась и отпустила ситуацию... Помню, после очередного отлынивания сына от домашних заданий я была в таком сильном внутреннем напряжении, что осознала, что я бессильна в этой ситуации... Все, что в моих силах и возможностях я уже испробовала... Что делать? Как я могу помочь сыну? Что я должна понять в этой ситуации и чему меня учит жизнь через моего сына? И в этот момент сильнейшего стресса я, вдруг, стала обращаться со своей болью и с мольбой к Всевышнему. Слезы навернулись на глаза... Я стала Ему говорить все, что наболело... говорить о своей беспомощности в этой ситуаци с сыном... стала просить Его о помощи, чтобы Он вразумил меня... направил мои мысли, помыслы, действия и поступки на путь истинный... Весь мой стресс и внутреннее напряжение я раскрыла Ему и стала просить у Него прощения и помощи... Знаю, что проблема во мне... Знаю, что меня чему-то учат... Знаю, что мне надо что-то изменить в себе по отношению к учебе сына... Признаю, что не знаю как мне быть и что делать???

Когда я все это высказала Ему в моей душе появилось какое-то спокойствие и состояние внутреннего умиретворения... Я сказала Ему, что сделала все что могу и дальше хочу вместе с Ним решить эту задачу, стоящую перед нами... Все, отпустила сына и эту ситуацию к Нему...

Пришла мысль, что если сын будет без образования и без хорошей работы, то я все равно буду любить его таким, какой он есть и приму выбор сына с Любовью...

Стали проходить годы... Сын после уроков занимался в разных спортивных секциях... таэквандо, потом теннис, потом легкая атлетика, плавание... У нас дома появился компьютер и сын стал часто копаться в нем... Не играть, а что-то изучать в компьютере и в программах... Интернета тогда не было... Я еще удивлялась тому, что муж позволял сыну копаться в компьютере, открывать процессор и что-то там делать... Так, постепенно в сыне проявились способности к компьютерной технике и программам... Со временем я стала замечать, что он с друзьями часто обсуждает разные компьютерные особенности и даже начал помогать другим устанавливать и немного ремонтировать то, о чем я не имела никакого понятия... Пришло время, когда сын попросил меня принести с работы книги по программированию. Я спросила наших айтишников об этих книгах, нашла в нашей библиотеке и стала приносить домой. И, вы знаете, сын очень внимательно их читал и что-то программировал в компьютере... Опять я удивлялась тому, что он самостоятельно стал разбираться в тонкостях программирования... и стал читать книги, которыми сам интересовался...

Большая получается статья, но хочется немного раскрыть эту тему, хотя очень много деталей я пропускаю и стараюсь писать только суть...

Среднее образование сын закончил без троек... Целый год до окончания лицея он занимался у трех репетиторов и готовился к поступлению в университет... Сдал вступительные экзамены, но не хватило баллов... Опять у меня стресс... Но, в это время я лежу в гипсе и понимаю, что здоровье и самочувствие важнее...
Прошел год и сын продолжал заниматься с репетиторами...Он стал говорить, что поедет учиться в Америку. Мы сперва не обращали внимание на его желание, но постепенно он стал убеждать нас в том, что хочет учиться зарубежом. Мы, как то, тоже стали об этом задумываться и стали готовить документы в посольство США. Нас радовало то, что сын хочет учиться...Сына воодушевляла эта идея, но  в визе ему отказали... Потом сын загорелся учебой в Новой Зелландии... Подготовили документы, отправили в посольство в Москве, опять отказ... Сын решил поехать в Чехию, потому что в Праге в то время в магистратуре училась наша дочь... Опять подготовили документы, ждали визу, но опять отказ... Настроение у всех упало... Я стала задумываться о том, что все происходит не зря и что-то мешает сыну уехать учиться... Что??? Задаю себе этот вопрос в сотый раз и, вдруг, озарение...

Причина во мне!!!!! Это я с детства ставила установку сыну, что из него ничего не получиться... О, Боже........ Начинаю мысленно просить прощение у Всевышнего... каюсь со слезами... взахлеб... Радуюсь через слезы, что нашла причину... каюсь, каюсь, каюсь... Каюсь, что это моя ошибка, но я всего лишь человек и имею право на ошибки... Только Всемогущий совершенен, а я только лишь Его создание...

Помню, картину перед глазами. Сын собирается к репетитору, я его провожаю в коридоре... И, вдруг, я говорю "Прости меня, сыночек. Возможно из-за меня у тебя не получается уехать учиться... Ведь это я тебе говорила в детстве, что из тебя ничего не получиться..." и слезы на глаза наворачиваются... Сын аж опешил от неожиданности... промолчал... потом сказал "Ну, вот" и пошел по своим делам...

После этого сын получил визу в Чехию...
Сам поступил и закончил Англо-Американский университет (Anglo-American University) в Праге...




Недавно сын приезжал домой и как то спрашивает что я сейчас читаю. Я сказала, что в последнее время мало читаю и больше занята  работой. На что он мне сказал "Мама, надо, надо больше читать. Я вам скину на планшет интересные и полезные книги, а вы потихоньку читайте их. Потом обсудим..."






2 комментария:

  1. День добрый, Нодира! Очень тронула Ваша история. И... Так правильно все. Ведь порой так трудно прорваться сквозь установки, заложенные в детстве. Когда-нибудь приведу, как пример, Вашу историю на одном из родительских собраний. Думаю, что Вы не будете против? Потому как солидарна с Вами во всем.
    Спасибо за рассказ! Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что приняли мое предложение дружить, Надежда!
      Рада, что вам понравилось и, конечно,расскажите об этом тем, кому может быть полезно. Для этого я и созала свой блог...

      И вам Успехов!!!

      Удалить